Урош Раденкович, арт-директор культурного центра GRAD
Я много лет работал над локальным фестивалем альтернативной культуры REFRACT, делал это вместе с организацией Cultural Front. Когда GRAD открылся, начал заниматься музыкальной программой бара. Сам играю на вечеринках около 10 лет, хорошо знаю местную и региональную сцену. Мое сотрудничество с культурным центром сложилось само по себе, специально это не планировалось.
Пространство центра типичное для подобных инициатив. Мы хотели сделать здесь что-то вроде платформы для презентации альтернативной сцены: музыки, искусства и всего другого. GRAD – это не официальная культурная институция, это независимый проект. У нас есть возможность делать то, что мы хотим и считаем нужным. За три года GRAD стал важной частью культурной жизни Белграда. Здесь что-то происходит каждый день и месяц: воркшопы, конференции, вечеринки и концерты. Составлением программы занимаюсь я. За три года в GRAD выступило около 300 музыкантов!
Когда мы только открылись, всех переполнял энтузиазм, атмосфера была что надо. Трудно поддерживать это настроение из года в год, постоянно ведь все меняется. Естественно, это тяжело – «привязать» людей к одному месту, всегда нужно оставаться на уровне, чтобы провоцировать интерес.
Культура здесь, в Сербии, была и всегда будет важной частью выражения общественного мнения. В этом есть что-то поучительное для подрастающих поколений. Одна из наших целей здесь – это привлечение молодых людей в GRAD и популяризация нашего видения культурного развития. Чтобы лучше понять, как все происходит в Белграде, стоит посмотреть фильм «Gold Along the Banks», его снял Никола Зешевич.
Деян Убович, директор культурного центра GRAD
Для меня все началось с объединения Cultural Front, в 1999-м. В то время там работало два человека. Мы организовывали выставки, концерты и фестивали на протяжении 6–7 лет. В 2007-м начали думать о поисках собственного здания. В 2009-м открылся GRAD.
Когда искали здание, у нас было пару идей по поводу расположения культурного центра в городе. Пока решались вопросы по поводу других помещений, мы нашли это здание. Оно пустовало. Здесь не было ни канализации, ни электричества. Оказалось, что оно принадлежит муниципалитету. Мы сходили в городской совет, рассказали о своей идее – и все получилось. Нашим преимуществом было то, что мы не просили денег. К моменту поиска здания у нас была поддержка и финансовая стратегия.
До того как в этом районе открылся центр, я бывал в нем всего пару раз. Так получилось, что это место забыто жителями Белграда: тут было грязно, темно и небезопасно. Сейчас все меняется. Мы пришли сюда первыми, но сейчас здесь открывается много новых мест. Все понемногу развивается. Надеюсь, что это будет происходить сбалансированно, цены на недвижимость не вырастут резко и не случится джентрификация. Инвесторам важно помнить о том, что локальным НГО, небольшим фирмам и инициативам тоже нужны помещения. Влияние искусства и культуры в этом районе просматривается хорошо и выглядит позитивно.
Я помню, как мы открывались. Пришли люди, которых я не видел по несколько лет. Все, кто связан культурой, медиа, общественной деятельностью, были здесь. Людям было интересно еще и потому, что в этом районе они бывали редко или даже никогда. Мы стараемся поддерживать общественный интерес к центру ежемесячной программой. За один день здесь может пройти три абсолютно разных мероприятия: образовательный семинар, предвыборные дебаты и вечером – концерт. Так каждый день. Мы не останавливаемся и стараемся быть открытыми для всего нового. Если хочется развивать локальную сцену, нужно быть открытым для всего: иногда 70% нашей программы мероприятий организовывают дружественные инициативы. Люди приходят, спрашивают, и мы делаем что-то вместе. С культурной политикой в Сербии не все идеально, и никогда идеально не будет. Нужно развивать партнерские связи с различными организациями, из других стран в том числе.
Миссия центра не менялась со временем и осталась прежней, но времена и подходы к продвижению культурных продуктов меняются. Мы же хотим оставаться платформой для реализации свежих и интересных идей, организовывать значимые для общественности события, быть публичным пространством.
Культура – двигатель социальных изменений. Большинство политиков этого не понимают. Культурное развитие ведь может послужить развитию экономическому! Оно связано с туризмом, дипломатией и многими другими процессами. Понемногу локальное сообщество культурных менеджеров и активистов начинает влиять на формирование культурной политики. Два года назад мы основали что-то вроде ассоциации независимой сцены Сербии. Сейчас в ней состоит около семидесяти организаций из 25 городов. Идея была в том, чтобы начать диалог с правительством и влиять на формирование культурной политики страны. Все двигается медленно, но любое изменение в этой области будет полезным для всех.